Главная arrow Антифрикционные свойства

Антифрикционные свойства

Пластичность хрома определяется обычно по массе разрушенного покрытия после осевой деформации хромированных цилиндрических образцов (диаметр 10 мм, длина 15 мм). Деформация производится на 1/3 длины образца. Разрушение покрытия характеризуется отношением потери массы покрытия после деформации в процентах к первоначальной массе хрома (чем больше эта потеря массы, тем покрытие более хрупко). Этот метод применим только в тех случаях, когда есть уверенность в надежном сцеплении покрытия с основой. Влияние режима хромирования на хрупкость хромового покрытия приведено на рис. 27, б. При нагреве хромовых покрытий их хрупкость уменьшается и при 600°C делается одинаковой для разных видов покрытий.

Антифрикционные свойства. Большая твердость и особая гладкость хромовых покрытий обусловливают их хорошие антифрикцион-, ные свойства: низкий коэффициент трения и высокую износостойкость. Сравнительные данные о коэффициенте трения хромовых покрытий и других металлов, полученные В. И. Архаровым с сотрудниками, приведены а табл. 12. Коэффициент трения определялся по схеме, имитирующей работу вала в подшипнике. Коэффициент

трения хрома по чугуну, бронзе и баббиту в два-три раза ниже, чем у закаленной стали. В условиях ограниченной подачи смазки коэффициент трения пористого хрома по чугуну в 1,6 раза меньше, чем для гладкого хрома.

Низкий коэффициент трения и высокая твердость хрома позволяют с успехом применять его для исключения задиров при трении вязких, склонных, к схватыванию материалов (нержавеющих сталей, титановых сплавов и др.). Этики же свойствами определяется высокая износостойкость хромового покрытия, которая ^зависит от режима хромирования н условий работа трущихся пар (прнрабатыаае-мости, обеспеченности смазкой, давления и относительной скорости). При правильно выбранных условиях хромирования и эксплуатации хромированных деталей износостойкость стальных деталей после хромирования возрастает в три — пять раз.